Тема 1. Информатизация

Информатизация общества – организованные социально-экономический и научно-технический процессы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Средства информатизации - технические и программные средства реализации информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.


Рисунок 1.1 – Средства информатизации

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
  • признание массового примата личности в управлении социальными и экономическими отношениями;
  • новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию;
  • массовое коллективное инвестирование (без посредников), базирующееся на совладении материальными и нематериальными активами.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Основные черты современных ИТ:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. В качестве средств по которым происходит обмен могут выступать электромагнитные системы, а именно кабельные каналы, радиоканалы и беспроводная связь. Существует несколько видов телекоммуникационных сетей, по которым происходит телекоммуникации. Так, основными видами телекоммуникации считаются компьютерные сети, телефонные сети, радиосети, телевизионные сети, эти сети соответственно передают данные, звук, изображения и т.д.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационная культура - способность общества:

- эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; и

- применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Информационная культура пользователя - умение пользователя целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.


Рисунок 1.2 – Информационная культура пользователя

Информационная безопасность - по законодательству РФ - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Информационная безопасность имеет три основные составляющие:

1) конфиденциальность - защита чувствительной информации от несанкционированного доступа;

2) целостность - защита точности и полноты информации и программного обеспечения;

3) доступность - обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.

Классификация средств защиты информации:

Информационная деятельность - деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организацию доступа к ней.



Рисунок 1.3 – Информационная деятельность

Информационная индустрия - производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает (1) производство вычислительной техники и (2) производство информации.

Наибольшее практическое значение приобрело одно из прикладных направлений информатики — создание программного обеспечения для компьютеров. Особую роль играют специальные индивидуальные программы для решения на компьютерах различных научных, технических, технологических задач, а также экономических проблем в отдельных отраслях народного хозяйства. При этом программный продукт — результат интеллектуальной высококвалифицированной деятельности специалистов-программистов, т.е. относится уже к четвертичному сектору.

Эффективное функционирование информационной индустрии невозможно без четкой и надежной работы связи. Производители и потребители информации находятся в большинстве государств всех частей света. Своевременное и быстрое снабжение их необходимой информацией самого различного содержания и объема обеспечивают современные высокопроизводительные средства электросвязи, позволяющие перейти на цифровую технологию передачи и получения данных. Эта же технология заложена в компьютерах. Может быть, поэтому информационную индустрию ошибочно отождествляют с телекоммуникациями.


Рисунок 1.4 – Информационная индустрия

Информационная инфраструктура - система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура:

- включает совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи;  

- обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

  • Интернет
  • Дистанционное образование
  • Сетевые СМИ
  • Реклама, пиар

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций: Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information.

В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи “МегаФон” инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.


Рисунок 1.5 – Принципы открытых систем - интеграционная основа информационной инфраструктуры

Информационная классификационная система - средство формализованного представления содержания документов, данных и информационных запросов посредством кодов или описаний классов логически упорядоченного множества понятий.

Классификация документов — одна из задач информационного поиска, заключающаяся в отнесении документа к одной из нескольких категорий на основании содержания документа. Классификация может осуществляться полностью вручную, либо автоматически с помощью созданного вручную набора правил, либо автоматически с применением методов машинного обучения.

Для поиска нужных статей в Вики-системах (Википедии, Викизнании,..) используются деревья категорий отдельные участки которых представляют собой классификационные системы.

Информационные классификационные системы являются одним из типов информационно-поисковых языков.

Информационная поддержка - процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации управленческих решений.

Например, по инициативе Губернатора Кировской области формируется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих активную предпринимательскую деятельность. Цель реестра — информационная поддержка бизнеса, налаживание обратной связи между бизнесом и властью.

Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Например, одной из главных задач информационного менеджмента является составление четкого представления о следующем:

> какая информация (по содержанию);

> кому (какой категории потребителей);

> когда (к какому сроку или на каком этапе работы);

> в какой форме (на каком уровне свертывания) следует информацию представить, чтобы потребитель в имеющееся у него время смог ее с пользой усвоить.

Информационная преступность - противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Например, шпионаж с использованием компьютерной техники будет называться компьютерным шпионажем и относиться криминалистической наукой к компьютерным преступлениям (тогда как в уголовно-правовом плане это преступление будет отнесено к разряду государственных преступлений); аналогично: подлог - компьютерный подлог, мошенничество - компьютерное мошенничество, хищение - компьютерное хищение, злоупотребление - компьютерное злоупотребление и т.д.

Информационная продукция - документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем и предназначенные для распространения или реализации.

Информационная услуга - работа, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей

Информационная революция - радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.

Информационная свобода личности - право человека:

- получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию;

- выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений;

- передавать информацию другим людям.

Информационная сеть- сеть, предназначенная для обработки, хранения и передачи данных. Информационная сеть состоит:

- из абонентских и административных систем;

- из связывающей их коммуникационный сетей.

В зависимости от расстояния между абонентскими системами, информационные сети подразделяются на глобальные, территориальные и локальные. Различают универсальные и специализированные информационные сети.


Рисунок 1.6 – Информационная сеть

Информационная система - по законодательству РФ - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационная система - в модели OSI - совокупность, состоящая из одного либо нескольких компьютеров, соответствующих средств программирования, операторов, физических процессов, средств телекоммуникаций и других, образующих автономное целое, способное осуществлять обработку данных или передачу данных.

В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.


Рисунок 1.7 – Информационная система


Copyright © 2015 Vyatka state agricultural academy (VyatSAA)

Copyright © 2015 Valeriya Shelpyakova

Copyright © 2015 Akeksandra Shishkina

Copyright © 2015 Valeriy Dyachkov

XHTML | CSS